kulagin_oleg (kulagin_oleg) wrote,
kulagin_oleg
kulagin_oleg

Category:

Бизнес-модель "Айкидо"

Айкидо – это вид японского боевого искусства, предполагающего слияние с атакующим противником и перенаправление его энергии. В качестве бизнес-модели «Айкидо» позволяет компании делать предложение, диаметрально противоположное имиджу и традициям конкурентов. Новизна ценностного предложения привлекает клиентов, которые отдают предпочтение идеям и концепциям, отличающимся от массовых и популярных.



Айкидо – это вид японского боевого искусства, предполагающего слияние с атакующим противником и перенаправление его энергии. Для этого не требуется физическая мощь, так как агрессия и движущая сила соперника используются против него самого. Бизнес-модель "Айкидо" относится к товарам и услугам, кардинально отличающихся от отраслевого стандарта. Применительно к компании данное понятие означает, что она стремится занять позицию, диаметрально противоположную позиции конкуоентов, уходя от необходимости прямой конфронтации. Конкуренты обычно настолько озабочены собственными проблемами, что новый способ ведения бизнеса оказывается полнейшей неожиданностью, и их прежние преимущества, например, высокое качество или низкая цена, затмеваются новаторскими подходами нового игрока.

Можно сказать, что "Айкидо" - это форма дифференциации, но весьма провокационная. Факторы дифференциации, которые в той или иной отрасли принимались как данность, ликвидируются, а взамен создаются новые. Эти элементы дифференциации далеко не обязательно являются новыми, но берут свое начало в другой отрасли.

Происхождение

Еще в давние времена люди шли вразрез с  общепринятыми нормами, побивая соперника их же оружием. в Библии пастуху Давиду удалось одолеть Голиафа, великого и непобедимого воина, с помощью пращи. Практически безоружный Давид ростом был куда меньше Голиафа, поэтому ему пришлось придумать необычный способ победить соперника. слабостью Голиафа, которая обернулась сильной стороной Давида, оказалась его неспособность увернуться от камня. выпущенного из пращи, потому что он был непривычен к подобному оружию.

Если же говорить о бизнесе, то одной из первых компаний, применивших модель "Айкидо", была Six Flags, в настоящее время владеющая широким парком развлечений в Северной Америке. В соответствии с бизнес-моделью "Айкидо" основной упор делается на региональные тематические парки и удобную для клиентов инфраструктуру. Эта стратегия противоречит традиции национальных тематических парков, таких как Диснейленд. Близкое к потребителям расположение аттракционов способствует более высокой посещаемости и тем самым обеспечивает более высокие прибыли при меньшей маркетинговой активности. Еще один плюс - в мертвый сезон эти парки продолжают посещать местные жители.

Новаторы

Бизнес-модель "Айкидо" использовалась в разных отраслях и компаниях. Например, сеть розничных косметических магазинов The Body Shop придерживается радикально иного подхода, нестандартного для косметического бизнеса. Основательница сети Анита Роддик описывает свою стратегию так: "Я слежу за вектором развития косметической индустрии и двигаюсь в противоположном направлении". Основное отличие
The Body Shop - отсутствие эффектных дорогостоящих рекламных кампаний и маркетинговый бюджет в размере не более 20% от стандартного в этой отрасли Кроме того, The Body Shop твердо верит в экологичные упаковки, которые могут подвергаться переработке, в натуральные ингредиенты и пропаганду этического подхода, запрещающего тестирование на животных. Все это делает The Body Shop своего рода "белой вороной" в косметической индустрии, при этом компании удалось прорубить совершенно новую нишу для натуральной и экологически безопасной косметики. Таким образом, The Body Shop, в отличие от других компаний, сделала ставку в конкурентной борьбе на следующие факторы конкуренции:

  • Розничная продажа через франчайзинг.

  • Этика бизнеса.

  • Натуральные ингредиенты.

  • Экологическая безопасность.

При этом удалось получить и небольшое преимущество по цене. В то же время традиционные компании в этой отрасли конкурировали за счет большого маркетингового бюджета и создания гламурного образа.

Швейцарский производитель ярких дизайнерских часов, компания Swatch, предлагает часы по умренным ценам, превратив их из обычного средства определения времени в модный аксессуар.
Swatch использовала модель "Айкидо", идя наперекор швейцарской часовой индустрии, которая традиционно славилась роскошными часами класса Люкс. Высокое качество по низким цена позволило компании  увеличить доход. Swatch нацелена на широкий сегмент модного рынка и повышает спрос, подстегивая у покупателей желание владеть несколькими часами. Столь уникальная позиция привлекает новых клиентов и повышает доходы и прибыль компании.

Cirque du Soleil (Цирк дю Солей") представляет собой настоящий культурный феномен, являясь по сути цирком, но отличаясь от традиционных цирков несколькими важными особенностями.
Cirque du Soleil сознательно отказался от доргостоящих выступлений животных и звездных артистов, обычно составляющих ядро любой программы обычного цирка. Вместо них он соединяет элементы оперы, балета, театра и уличног перфоманса с классическим цирковым искусством, создавая совершенно новый вид развлечений. Уникальный стиль Cirque du Soleil позволяет экономить расходы, привлекая новую и совершенно разную аудиторию, включая взрослых и корпоративных клиентов.

Если судить по размеру дохода, то японского производителя потребительской электроники Nintendo можно смело причислить к крупнейшему в мире производителю видеооигр. Следуя принципу "Айкидо", Nintendo выпустила игровую консоль Wii, которая разительно отличается от консолей конкурентов. Nintendo Wii предлагает массу усовершенствованных функций, например, беспроводной контроллер, который можно использовать как детектор движения и указательное устройство. По сравнению с другими игровыми консолями Wii обеспечивает более высокую степень игровой интерактивности. Благодаря продукту Wii, Nintendo получила возможность охватить более широкие потребительские сегменты, чем ее конкуренты, тем самым повысив объемы продаж и дохода. На продажах благоприятно сказываются также уникальная концепция и вспомогательное программное обеспечение Wii.

Когда и как применять шаблон "Айкидо"

Шаблон "Айкидо" весьма соблазнителен, но его применение требует немало мужества. Если вы желаете использовать сильные стороны соперников, чтобы перевернуть бизнес с ног на голову, вам придется как следует пораскинуть мозгами. Данный шаблон хорошо впишется в любую сферу. вы должны обращать самое пристальное внимание на малейшие признаки того, что вы свернули с верного пути. Наверняка есть масса уважительных причин, объясняющих успех конкурентов. Маркетинговые исследования всегда идут на пользу, но в случае применения "Айкидо" они приобретают первостепенное значение.




Вопросы для размышления


  1. Имеется ли у нас потенциальный заинтересованный клиент, который последует за нами, если мы начнем внедрять шаблон "Айкидо"?

  2. Является ли этот потенциальный клиент типичным представителем целевого сегмента, или он настолько нереален, что остальные вряд ли последуют его примеру?

  3. Можем ли мы преодолеть все возникающие препятствия для того, чтобы изменить правила игры?

По материалам книги О.Гассман, К.Франкенбергер, М. Шик. "Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов". Альпина Паблишер, 2016.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments