kulagin_oleg (kulagin_oleg) wrote,
kulagin_oleg
kulagin_oleg

Category:

Дешевле, лучше, быстрее, или Что такое KPI?



Автор: Олег Кулагин

В предыдущих выпусках рассылки мы подвели фундамент под будущую систему KPI – определили служебные функции для всех должностей в продуктном виде и связали их с целями компании. И только после этого мы можем приступить к разработке системы показателей деятельности руководителей и сотрудников организации.

При разработке системы KPI для каждой должности необходимо решить несколько задач. В дальнейшем мы рассмотрим каждую из них последовательно. Но вначале познакомимся с некоторыми теоретическими положениями.

С термином KPI сейчас знакомы почти все руководители. Дословно KPI (Key Performance Indicators) – это ключевые показатели деятельности (исполнения, эффективности, работы).

На русский язык KPI наиболее часто переводится, как ключевые показатели эффективности, хотя это не совсем точно. Ведь эффективность деятельности – это важное, но все-таки частное свойство целенаправленных процессов. Эффективность процесса показывает в том или ином виде отношение   фактического результата и использованных ресурсов: человеческого труда, денег, материалов, энергии, времени. Например, рентабельность производства, производительность труда, оборачиваемость активов и т.д. Эффективность всегда относительна. Это полезный эффект в расчете на единицу затрат. Но ведь помимо эффективности необходимо оценивать и результативность процесса, а именно качество или количество абсолютного полезного эффекта. Что толку от эффективных процессов, если они не обеспечивают требуемый результат? Например, производительность труда или оборудования могут «зашкаливать», а выручка и прибыль будут ничтожными, поскольку мы очень эффективно производим то, что никому не нужно. Любая целенаправленная деятельность должна быть и результативной, и эффективной. И это надо уметь измерять. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать перевод KPI с английского не как КПЭ – ключевые показатели эффективности, а как КПД – ключевые показатели деятельности.

Полное описание методики разработки KPI Вы можете найти здесь.


В управленческой практике KPI – это своеобразные «измерительные приборы», с помощью которых оценивают разнообразные результаты деятельности организации, подразделений и работников. Можно сказать, что это некоторая функция, показывающая зависимость результата работы (выхода) от способов и условий выполнения этой работы, качества и количества используемых ресурсов (процесса). По значениям KPI судят о степени достижения целей деятельности. Это мера, позволяющая прямо или косвенно оценить, насколько мы достигли ту или иную цель. В общем случае с помощью показателей деятельности измеряют следующие характеристики деятельности (работы, бизнес-процессов):

1.   Полезный эффект – это некоторый положительный результат деятельности. Например, чистая прибыль, выручка, денежный поток, объем производства, размер клиентской базы, доля фирмы на рынке, качество продукции или услуг, удовлетворенность клиентов, квалификация и компетенции сотрудников, имидж и репутация компании и др. Это, что желательно увел
2.   Побочный эффект – нежелательные, но часто неизбежные результаты, сопутствующие желаемым результатам деятельности (например, текучесть персонала, претензии клиентов, брак, потери, просроченные долги и др.).
3.   Затраты ресурсов – любые издержки (постоянные, переменные, прямые, косвенные), связанные с деятельностью предприятия.
4.   Затраты времени – время, затраченное на выполнение той или иной работы (процесса, проекта).
5.   Соотношение полезного эффекта и затрат ресурсов/времени – объективные оценки полезного эффекта на единицу затрат/времени или субъективные суждения об уровне эффективности работы на основе известных характеристик полезного эффекта, затрат ресурсов и времени. Именно в этом смысле KPI представляют собой показатели эффективности. В остальных случаях мы имеем дело с показателями результативности.

Любой показатель деятельности можно отнести к тому или иному виду. Основные виды KPI перечислены ниже на рисунке. Состав показателей различных видов на уровне компании, подразделений и сотрудников должен быть сбалансированным. На практике же показатели, лежащие на левой «чаше весов», обычно перевешивают показатели, находящиеся справа. Это значит, что «правые» показатели используются реже или о них, вообще, забывают. Но из-за этого начинают страдать и «левые» показатели! Ведь большинство «правых» показателей как бы обслуживают «левые», ибо являются их причиной. Например, нефинансовые показатели способствуют улучшению финансовых, качественные показатели стимулируют количественные, показатели эффективности обеспечивают показатели результативности и т.д.

Основные отличия между перечисленными показателями описаны ниже в таблице.

Финансовые показатели оценивают финансовые результаты деятельности организации. Например, выручка, чистая прибыль, рентабельность (инвестиций, активов, продаж, маржинальная, операционная и др.), оборачиваемость (активов, запасов, кредиторской и дебиторской задолженности и др.), ликвидность компании и т.д. Нефинансовые показатели оценивают нефинансовые результаты деятельности организации. Например, объем продаж в натуральном выражении, доля рынка,    уровень конкурентных преимуществ, удовлетворенность внешних и внутренних клиентов, удовлетворенность персонала, время выполнения заказа, производительность труда, текучесть персонала и т.д.
Личные показатели (индивидуальные) оценивают личные результаты деятельности   сотрудников и руководителей, зависящие только от их собственных усилий или работы их подразделений (проектных групп). Личные показатели руководителя – это показатели работы его организации (подразделения, группы). Общие показатели (командные) оценивают общие результаты деятельности, зависящие только от совместных усилий нескольких сотрудников или подразделений. Общие показатели работника – это показатели работы его организации (подразделения, группы).
Количественные показатели оценивают количественные результаты деятельности  объективно с помощью чисел в определенных единицах измерения (например, в %, рублях, тоннах, километрах и т.д.). Для измерения количественных показателей используются метрические шкалы. Качественные показатели оценивают качественные результаты деятельности   субъективно с помощью суждений (например, «очень плохо», «плохо», «хорошо» и т.п.) и балльных оценок (например, 1, 2, 3, 4 и т.д.). Для измерения качественных показателей используются номинальная и порядковая шкалы.
Оперативные показатели оценивают достижение кратко- и среднесрочных целей предприятия. Например, денежный поток, объем продаж, оборачиваемость запасов, рост клиентской базы, операционные издержки, удовлетворенность внутренних клиентов, время выполнения заказа и др. Оперативные показатели контролируются ежемесячно или ежеквартально. Стратегические показатели оценивают достижение стратегических целей предприятия. Например, стоимость бизнеса, доля рынка, уровень конкурентных преимуществ, индекс удовлетворенности покупателей, индекс корпоративной культуры и др. Периодом для измерения   стратегических показателей обычно является 1 год.
Запаздывающие показатели оценивают отдаленные по времени и необратимые по форме результаты деятельности. Например, стоимость предприятия, чистая прибыль, выручка, доля рынка, постоянные и переменные затраты, индекс удовлетворенности клиентов, производительность труда и др. Это показатели конечных результатов работы за определенный, относительно длительный период времени. Значения запаздывающих показателей зависят от значений соответствующих опережающих показателей. Опережающие показатели оценивают текущие и пока еще обратимые результаты деятельности. Например, объем продаж, среднее время выполнения заказа, размер клиентской базы, процент внутреннего брака, интенсивность и объем рекламы, дебиторская и кредиторская задолженность и др. Это показатели промежуточных результатов работы за определенный, относительно короткий период времени. Значения опережающих показателей влияют на значения соответствующих запаздывающих показателей.
Показатели результативности оценивают полученные результаты деятельности (полезный и побочный эффекты, затраты ресурсов и времени) без их относительного взаимного сравнения. Это показатели эффекта или затрат ресурсов. Например, время, издержки, объем продаж, выручка, чистая прибыль, доля рынка. Показатели результативности могут быть как абсолютными, так и относительными. Показатели эффективности оценивают полученный полезный эффект по отношению к затраченным ресурсам или времени. Это относительный полезный эффект, полученный на единицу затрат тех или иных ресурсов. В частности, к показателям эффективности относятся все показатели рентабельности, оборачиваемости, производительности труда и др.
Абсолютные показатели измеряют полученные результаты в абсолютном выражении без сравнения их с чем-либо (показателями прошлых периодов, общими величинами, затратами ресурсов и времени). Например, выручка (в тыс. руб.) предприятия за год или абсолютный рост выручки (в тыс. руб.) за год по сравнению с прошлым годом, объем продаж новых продуктов, количество потерянных клиентов и др. Относительные показатели измеряют полученные результаты в относительном выражении по сравнению с чем-либо (показателями прошлых периодов, общими величинами, затратами ресурсов и времени). Например, рост выручки (в %) за год по сравнению с прошлым периодом, доля продаж новых продуктов (в %), коэффициент текучести клиентов (в %) и др. Относительные показатели – это доля чего-то в чем-то.
Функциональные показатели оценивают выполнение регулярных функций или бизнес-процессов предприятия (производства, маркетинга, продаж, логистики, управления персоналом и т.д.). Проектные показатели оценивают выполнение проектов, работ и поручений в организации (отклонение по времени или бюджету, качество исполнения).

Далее рассмотрим среди них более подробно личные и общие, количественные и качественные показатели.

Полное описание технологии целевого управления

АРХИВ РАССЫЛОК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments