kulagin_oleg (kulagin_oleg) wrote,
kulagin_oleg
kulagin_oleg

Categories:

Не ходите по граблям, или Что мешает внедрению системы KPI



Автор: Олег Кулагин

Рассмотрим основные ошибки и ограничения, затрудняющие разработку и внедрение системы KPI.
По своему опыту и разумению могу выделить десять основных факторов, препятствующих внедрению и успешному применению системы ключевых показателей деятельности.


  1. Не определены цели и стратегия предприятия. Если этого не сделать, то непонятно – от чего отталкиваться при определении функций и KPI сотрудников? Безусловно, можно без особого труда «наклепать» какие-то показатели для любых должностей, благо сейчас полно самых разных библиотек KPI, разработанных на все случаи жизни. Но куда нас приведут эти показатели и цели, формулируемые с их помощью? Неизвестно. Скорее всего, они ускорят наше движение в «никуда».

  2. Хаотичные бизнес-процессы. Если в компании не отлажены бизнес-процессы, то достигать поставленных целей будет крайне трудно и напряжно. Это не значит, что перед разработкой и внедрением системы KPI надо обязательно делать полное описание, оптимизацию и регламентацию бизнес-процессов компании. Вовсе нет. Достаточно создать базовый организационный порядок, прописать обязанности и взаимодействие сотрудников, разработать адекватную организационную структуру.

  3. Слабый управленческий учет. Внедрение системы KPI требует существенного улучшения управленческого учета и разработки новых методов контроля и измерения показателей. Если в компании управленческий учет находится в зачаточном состоянии или вовсе отсутствует, то внедрить систему KPI «с нуля» будет практически невозможно.

  4. Разработка «снизу вверх». Можно ли разработать систему KPI «снизу вверх», т.е. не исходя из целей компании, а исходя из целей и удобства подразделений и сотрудников? Конечно, можно!! Более того, это сделать гораздо проще и быстрее. Так в чем же дело? А дело в том, что в этом случае эффект получится обратный. Вместо того, чтобы бороться с рассеиванием целей, подобная «система KPI» будет, напротив, успешно способствовать рассеиванию целей, ибо в такой компании будут пышным цветом расцветать бюрократия, конфликты и автаркия.

  5. Руководители и сотрудники не участвуют в проекте. Системы KPI «под ключ» не разрабатываются, хотя об этом мечтают многие руководители. И напрасно. Ничего не получится. Даже самый умный в мире консультант или эксперт не способен на подобные свершения. Эта работа должна проходить с участием как можно большего числа сотрудников, руководителей и, прежде всего, первого лица компании. Если же он или она демонстрирует свое равнодушие к этой работе и лично в ней не участвуют, то оно, т.е. равнодушие, будет благополучно передаваться подчиненным, и всем будет хорошо и спокойно. Но и результата не будет. Чтобы был результат, необходима управленческая воля и активное участие генерального директора. По меньшей мере, он должен постоянно «пинать» своих замов и других руководителей, проявлять интерес и контролировать ход выполнения проекта.

  6. Слишком много или мало KPI. Когда показателей для оценки деятельности руководителей или сотрудников слишком много (например, больше 7), то их внимание и энергия рассеиваются из-за необходимости контролировать большое число факторов и решать много задач одновременно. В результате это мешает достижению основных целей. Кроме того, существенно усложняется жизнь непосредственных руководителей, вынужденных вести учет показателей и оценивать своих подчиненных. Чаще всего, это приводит к приближенным и формальным оценкам, не соответствующим действительности. Если же показателей слишком мало (например, 1-2-3), то они, скорее всего, не будут охватывать все значимые для предприятия результаты работы сотрудника. В итоге это может отразиться на достижении целей всей организации.

  7. Дисбаланс показателей. Дисбаланс показателей выражается, например, в явном преобладании количественных KPI над качественными, личных – над общими, финансовых – над нефинансовыми и т.д. Дисбаланс показателей на разных уровнях организации может привести к тому, что сотрудники будут понимать, к чему стремиться, но не понимать, как этого достичь, будут думать только о ближайших задачах в ущерб стратегическим, о личных результатах в ущерб коллективным и т.д. Дисбаланс создает дисгармонию и препятствует достижению стратегических целей бизнеса.

  8. Типовые KPI-решения, не учитывается специфика отрасли и предприятия. Сейчас разработано много разнообразных библиотек KPI, содержащих описание и расчетные формулы типовых показателей. И таких показателей становится все больше и больше. И это хорошо. Но пользоваться типовыми KPI надо осторожно. Безусловно, есть показатели универсальные, подходящие для любых отраслей и предприятий. Есть показатели отраслевые, которые используются, в основном, в какой-то определенной отрасли. Но не факт, что именно эти показатели вам необходимы. Любые показатели деятельности надо выбирать из библиотек KPI с умом, а если подходящего показателя там нет, то его надо придумать с учетом специфики вашего предприятия и служебных функций сотрудников. Это работа творческая.

  9. «Жесткие» KPI-решения, система не меняется и не развивается. Велико искушение разработать систему KPI раз и навсегда, и в дальнейшем на этот счет уже не беспокоиться. Мол, мы свое дело сделали, теперь пусть она поработает на нас. Ничего не получится. Эта технология очень привередливая и требует постоянного внимания, обслуживания и развития. Сила KPI в их гибкости, а не в жесткости. Чтобы эта система работала правильно, она должна непрерывно меняться и настраиваться на текущую ситуацию. Должны совершенствоваться и изменяться цели компании, функции сотрудников, состав показателей, их веса, нормативы, методики измерения. Только так.

  10. Ошибки в толковании и расчете KPI. И, наконец, никто не застрахован от обычных ошибок в толковании показателей и проведении расчетов. Например, даже известные и типовые показатели, скажем, коэффициент маржинальной рентабельности или индекс удовлетворенности клиентов, разными «специалистами» могут пониматься по-разному и рассчитываться по разным формулам или методикам. Кроме того, возможны ошибки при программировании расчетных соотношений, которые обнаружить потом уже непросто, а стоить они будут дорого. За этим надо внимательно следить.В заключение рассмотрим основные ошибки и ограничения, затрудняющие разработку и внедрение системы KPI, а также недостатки и преимущества технологии управления по целям.

Полное описание технологии целевого управления

АРХИВ РАССЫЛОК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments