kulagin_oleg (kulagin_oleg) wrote,
kulagin_oleg
kulagin_oleg

Categories:

Не все так просто, или Немного о недостатках KPI



Автор: Олег Кулагин

В предыдущей статье мы поговорили о том, что мешает разработке и внедрению в компании технологии целевого управления на основе KPI. Но предположим, что вы преодолели эти трудности и ограничения, осознали возможные ошибки и готовы приступить к разработке и внедрению системы KPI на своем предприятии. Однако, все не так просто. Приступая к этой непростой работе, руководители должны понимать все тяготы и сложности данного проекта и возможные неприятные последствия его осуществления. Другими словами, важно осознавать, что технология управления по целям на основе KPI не безупречна и обладает определенными недостатками. Их можно разделить на две группы.

Полный анализ преимуществ и недостатков системы KPI Вы можете найти здесь.


Во-первых, это сложность разработки и внедрения системы. Этот проект может:

  • занимать длительное время (от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от размера и сложности организации);

  • быть трудоемким для исполнителей и требовать значительных затрат времени и сил в ущерб текущей деятельности участников проекта;

  • иметь высокую стоимость для предприятия, если для его выполнения компания привлекает внешних консультантов;

  • встречать серьезное сопротивление со стороны сотрудников, которым и так хорошо и им не хочется, чтобы их контролировали и оценивали по каким-то там KPI.

Во-вторых, это сложности, возникающие уже в ходе эксплуатации системы:

  • Усложняется ведение управленческого учета, так как теперь приходиться контролировать значительно большее число показателей, чем прежде. Например, к традиционным финансовым показателям, которые раньше отслеживались бухгалтерией и планово-экономическим отделом, добавляются новые нефинансовые показатели по рынку, бизнес-процессам, развитию. При этом важно правильно распределить ответственность за ведение учета и решить, кто, где и как будет их контролировать и измерять, в каких журналах, файлах и документах будет «оседать» учетная информация, разработать процедуры измерения новых показателей. Это все непросто. Но этим придется заниматься.

  • Увеличивается нагрузка на руководителей, отвечающих за постановку задач и контроль показателей деятельности своих подразделений и своих непосредственных подчиненных. Представьте, если у руководителя, скажем, пять непосредственных подчиненных, и у каждого из них пять KPI, и еще пять показателей у самого руководителя, то получаем 30 оценочных показателей, которые должен отслеживать руководитель и как-то реагировать на ситуации, когда эти показатели начинают выходить из нормы. Но помимо оценочных, есть еще и учетные показатели, которые тоже надо измерять. В общем, хлопот прибавляется. В этих условиях жизнь руководителям должна облегчать система управленческого учета, ставящая измерение KPI на «автомат». Вручную это делать будет сложно.

  • Встречаются случаи манипуляций и приписок с показателями, когда, например, руководители то ли сознательно, то ли бессознательно завышают или занижают оценки своих подчиненных, либо сотрудники, манипулируя датами, «перебрасывают» часть результатов на текущий или следующий отчетный период, чтобы выглядеть более достойно тогда, когда им это более выгодно. Например, в одной оптовой компании менеджеры по сбыту подсчитали, что выгоднее один раз не выполнить план в текущем квартале (для этого нужно было еще прилично «попотеть»), а перебросить платежи на другой квартал, договорившись об отсрочках с клиентами или затягивая выставление счетов (мол, «приходите завтра»). Но зато в следующем квартале выполнить план на 150%, приписав часть выручки с прошлого квартала. И тогда бонус за этот квартал получался выше, чем бонус за два квартала при выполнении плана на 75% в каждом.  Подобные ситуации возможны при ошибочных методиках оплаты труда и за этим необходимо тщательно следить.

  • Возможны конфликтные ситуации, обиды и «разборки» в коллективе в связи с тем, что сотрудники могут посчитать полученные ими оценки несправедливыми, особенно по качественным показателям, когда четко не прописана методика оценивания, нет понятной и своевременной обратной связи или действительно руководитель относится к своему сотруднику предвзято и неравнодушно.

Эти недостатки усложняют применение системы KPI, даже могут вызывать смутные сомнения в ее возможностях и, более того, в минуты душевной слабости подрывать доверие к технологии управления по целям. Однако, не стоит падать духом. Все эти недостатки можно устранить или хотя бы смягчить путем грамотной разработки и использования данной технологии. Негативные побочные эффекты неизбежны. К этому надо относиться по-философски. Но даже, если они происходят, они меркнут по сравнению с теми положительными эффектами, которые возникают уже в процессе разработки и, главное, после внедрения системы KPI.

Полное описание технологии целевого управления

АРХИВ РАССЫЛОК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments